• Главная
  • /
  • Наш блог
  • /
  • Как научить ребенка признавать свои ошибки и извлекать из них правильные уроки?

Как научить ребенка признавать свои ошибки и извлекать из них правильные уроки?

Невозможно прожить жизнь и не совершать ошибок. Но возможно ошибки исправлять, извлекать уроки из этих ошибок, и в дальнейшем их не повторять.

То, как человек относится к своим ошибкам и характеризует его, поднимает на высшую ступень духовного развития, позволяет двигаться вперед. Кто-то из мыслителей древности высказал такую мысль: «Безумец тот, кто каждый раз совершает одни и те же ошибки, а ждет разных результатов». Поэтому родителям так важно научить детей правильно относиться к своим ошибкам. Во-первых, нужно научить детей признавать свои ошибки. Во-вторых – извлекать из них уроки. И если у родителей получится это сделать, они сделают жизнь своих детей значительно легче.

Если ребенок совершил какое-то непристойное действие, к примеру, украл что-то или оговорил друга, наврал учителю, что-то скрыл от самих родителей, но он решился признаться родителям в этом. Как стоит родителям поступать в этой ситуации? Что предпринять и как отреагировать?

Безусловно, это похвальное действие со стороны ребенка и родителю нужно поддержать свое чадо, потому что для него это был непростой шаг, непростое решение. Есть два основных принципа общения с детьми: эмпатическое слушание и «я» - высказывание. В первом случае нужно выслушать ребенка и дать понять, что вы оценили этот его непростой шаг, дать понять, что вы понимаете его слова его чувства и затем сказать о своих чувствах: «Я очень ценю то, что ты признался, /благодарна, что ты признался/, очень горда тем, что ты нашел в себе смелость признаться, но я переживаю…» Очень важно учитывать возраст ребенка, чтобы не перегрузить его какими-либо высказываниями, если он еще маленький. В этой ситуации не нужно обвинять ребенка в содеянном, а наоборот – похвалить за то, что он признался. Можно на пару дней оставить эту ситуацию, не обсуждать ее, а потом воспроизвести её в какой-либо аллегорической форме, например в форме сказки или рассказа, где главный герой совершил проступок схожий с вашим случаем. В конце нужно будет обсудить эту ситуацию из сказки/рассказа с ребенком, это поможет понять, осознал ли он то, что поступил неправильно и родителям станет понятнее как дальше действовать.


«Искреннее признание своей вины близко к невиновности» - Публилий Сир.


Другая ситуация, когда проступки ребенка мы узнаем не от самого ребенка, а от учителей, других родителей и т. д. Как сделать так, чтобы ребенок признал свою ошибку и постарался больше ее не повторять?

В такой ситуации можно также, подобрав удобный случай, прибегнуть к рассказу/сказке, где происходит та же ситуация с главным героем и обсудить такое поведение с ребенком, в конце спросить хорошо ли поступил главный герой? Дети все чувствуют и все понимают, и ребенок обязательно поймет, что на самом деле это был такой посыл, обращенный к нему. Если ребенок все понял, то далее идет принятие того, что он осознал, что поступил плохо и разъяснительная беседа. Если ребенка постоянно только ругать, то он все больше будет обманывать и скрывать от родителей.

Еще один важный момент – если родителям в поведении ребенка что-то не нравится, прежде всего, нужно посмотреть на себя. В основном дети копируют поведение и привычки как хорошие, так и плохие, со своих родителей. Дети очень наблюдательны и воспринимают все буквально. Например видя как мама крадучи вытаскивает деньги из папиного кошелька, ребенок может сделать то же самое с папиным или маминым кошельком, когда они не видят, вместо того чтобы попросить денег у родителей. Это может понравиться, и ребенок начнет вытаскивать деньги из чужих кошельков. Также словесное поощрение родителями нехороших поступков других людей, может повлиять на ребенка - у него сложится мнение что, раз родители хвалят, то так делать можно.

Если случилось так, что ребенка постоянно ругали за его ошибки, пару раз признавшись в своих проделках и получив в итоге еще больше гнева в ответ, ребенок стал постоянно обманывать – в такой сложной ситуации лучше всего обратиться к специалисту - психологу, психотерапевту. Специалист найдет определенный подход к решению проблемы.

Бывает ситуация когда ребенок не умеет проигрывать, начинает злиться, всех обвиняет. Как поддержать ребенка? Если желая успокоить ребенка поддерживать его в том, что другие виноваты, то же самое следует ждать от него и во взрослой жизни – всегда будет обвинять в своих неудачах других людей и конечно совершать одни и те же ошибки не желая разобраться в себе. А если наоборот взвалить всю вину на него, упрекнуть в том, что надо было лучше учиться, ребенок может разочароваться в себе, стать неуверенным. Оба варианта не решение проблемы.

Главное – чтобы ребенок понимал, что игра - это та же работа, если хочешь чего-то добиться - то надо постараться. Даже если ничего не получилось – это просто игра, в следующий раз возможно получится. Нужно сформировать у ребенка такое отношение к игре, чтобы он не впадал в азарт. Родителям нужно благосклонно относиться к проигрышам детей. Но и не настраивать на один принцип «главное не победа, а участие». Если хочешь победить – нужно стараться, если не победил – это игра, в следующий раз можно приложить больше сил, если желаешь победить. Главное – дать понять ребенку, что вы чувствуете его состояние, его горечь от проигрыша. Активное слушание помогает в любой ситуации. Активное слушание – это такой прием, его предложил известный американский психолог Карл Роджерс, он заключается в том, чтобы дать понять собеседнику, что его действительно слушают, отзеркаливая его слова и его чувства. Например: «я не хочу идти в школу!», в ответ (важно подобрать правильную интонацию): «я понимаю, что ты устал, хочешь спать, хочешь поиграть, но надо идти в школу». Т. е. вы возвращаете ему его чувства, его слова и в то же время делаете акцент на том, что это надо сделать (пойти в школу). Ребенок поймет, что родителям не безразличны его переживания, а это для него очень важно.

Возможно ли современных детей, в которых сейчас воспитываются лидерские качества, убедить в том, что участие - это тоже важно?

Не стоит ребенка ориентировать только на участие или только на победу, акцентируя внимание на том, что проигрыш – это плохо. Нужно воспитать в нем правильное отношение к любому исходу игры. Ребенок должен осознавать и быть готовым к тому, что он может как победить, так и проиграть. Ну а главная задача родителей – уметь поддержать ребенка в трудной ситуации, помочь найти правильное решение и приложить все усилия для того, чтобы ребенок доверял вам. Будет лучше поделиться с ним своим опытом в преодолении ошибок, чтобы он не боялся рассказывать о своих неудачах и искал поддержку в первую очередь у родителей. Главное в воспитании ребенка – быть с ним рядом.