Адаптация ребенка к детскому саду

Нет ни одного ребенка, который не испытывал бы стресс в подобной ситуации...

Попав в детский сад, малыш неизбежно сталкивается с преогромным количеством необычной информации: новые дети, воспитатели, помещение, игрушки, режим... Здесь иные цвета, запахи, звуки. А еще необходимо соблюдать распорядок дня, вступать и поддерживать отношения с незнакомыми ранее людьми, защищать себя, проявлять дисциплину и самостоятельность. И все это без мамы, её столь привычной ранее поддержки.

В это время все силы крохи буквально направлены на то, чтобы справиться с валом новой информации, переработать и присвоить ее, надстроить и обогатить привычную картинку мира. Неудивительно, что подобная работа нуждается в психических и физических ресурсах малыша. Иногда требуется столь значительный резерв, что ресурсы начинают "черпаться" из других "источников".

Поэтому часто можно наблюдать у ребенка временное ухудшение речи, регресс навыков гигиены...

Нередко появляются немотивированные капризы, истерики, нарушение общения, расстройство аппетита и сна.

Собственно подобный процесс переработки и присвоения опыта, в результате которого ребенок может гармонично и эффективно жить в новых условиях, и называется адаптацией. Прохождение этого этапа необходимо, и в дальнейшем не раз повторяется в практике каждого человека, даже во взрослом возрасте, например, при перемене места работы.

Как помочь малышу адаптироваться к детскому саду?

I. Профилактические, упреждающие мероприятия.

1. Укрепляйте здоровье ребенка, т.к. у здорового малыша больше физических и психических ресурсов, он легче переносит нагрузки, быстрее восстанавливается.
2. Соблюдайте режим, близкий к режиму детского сада. Трёхлетний ребенок должен спать не менее 11-12 часов в сутки, ложиться на ночной сон не позднее 9 часов вечера.
3. Заранее ознакомьтесь с меню детского сада. Расширяйте пищевой репертуар ребенка, загодя приучая его к новым блюдам. Процесс принятия пищи должен проходить так, как едят дошкольники в детском саду: за общим столом, без гаджетов и телевизоров.
4. Научите ребенка самостоятельно ходить в туалет, мыть руки, пить из кружки, пользоваться ложкой, раздеваться, частично одеваться.
5. Развивайте речь ребенка. Для малыша важно уметь выражать свои желания, обращаться за помощью к воспитателю.
6. Научите ребенка убирать на место свои игрушки. Для того, чтобы сформировать этот навык быстро и безболезненно, нужно учитывать, что игрушек не должно быть много, а совместная поначалу уборка должна превращаться в увлекательную и веселую игру.
7. Поощряйте самостоятельность ребенка и желание участвовать в жизни семьи: вытирать пыль, пылесосить, поливать цветы.
8. Мягко и постепенно приучайте ребенка играть самостоятельно, без мамы.
9. Учите ребенка оставаться с бабушками, дедушками, близкими доверенными родными людьми. Малыш должен иметь опыт расставания с мамой. А в его сознании должно быть закреплено, что мама всегда возвращается.
10. Стоит заранее позаботиться о широте интересов ребенка. Чем в большее количество игр он умеет играть, чем разнообразнее его интересы, тем больше шанс, что малыш сумеет себя занять в группе и провести время увлеченно и с пользой.
11. Приучайте ребенка находиться в обществе сверстников, посещайте детские площадки. Малыш должен наблюдать за играми ребятишек, подражать им, чередоваться в простых действиях (например, катании с горки), уметь ждать, отстаивать свои игрушки, делиться.
12. Помогите малышу выбрать одну любимую игрушку (собаку, мишку, зайца, куклу и проч.), научите его проявлять заботу о своём питомце. Любовь и привязанность ребенка к сюжетной игрушке (но не к машинке!) олицетворяет прототип будущих успешных взаимоотношений с людьми.
13. Покажите малышу документальный фильм про детский сад: как дети играют, едят, гуляют. Проходя мимо детского сада, можно вместе с ребенком рассмотреть, что делают ребята на прогулке.
14. Играйте с ребенком в детский сад, разыгрывая сценки при помощи игрушек. В сюжете обязательно должен присутствовать эпизод, когда мама приходит за малышом и уводит его домой.
15. Не занимайтесь с ребенком ранним обучением чтению и письму. У подавляющего числа малышей мозг физиологически не готов к обучению грамоте. Таким образом, ресурсы, потраченные малышом на освоение грамоты, обкрадываются у составляющих здоровья, делая ребенка болезненным и эмоционально нестабильным.

II. Актуальные действия родителей в то время, когда ребенок уже начал посещать детский сад.
1.Будьте терпеливы и настройтесь на позитивный ход событий. Малыш еще очень зависим от настроения мамы. Чем спокойнее и увереннее будет мамино поведение, тем меньше будет тревожиться и сам ребенок.
2. Неизменно поддерживайте своего ребенка. Крошка не всегда может связно и подробно рассказать, что же произошло сегодня в садике. Конечно, важно спросить малыша о прошедших за день в группе событиях. Но многократно ценнее чутко улавливать его настроение, состояние, уметь посочувствовать и назвать испытываемое ребенком чувство, дать ощутить свою поддержку.
3. Давайте ребенку с собой в садик любимую игрушку. Она будет сопровождать и согревать малыша в течение дня. Естественно, игрушек не должно быть много, и они не должны быть травмоопасными.
4. Прибавляйте время пребывания ребенка в саду постепенно, начиная с 30-40 минут. Лучше, если малыш уйдёт домой не наигравшись, с желанием вернуться в группу еще. В обратном случае возможна перегрузка нервной системы ребенка. Малыш будет устраивать истерики, протесты, проявлять нежелание ходить в детский сад, начнёт конфликтовать с родителями, часто болеть.
5. В период адаптации избегайте посещений ребенком массовых мероприятий, излишне возбуждающих событий: театров, массовых шоу, многолюдных детских праздников. Ведь малыш находится под впечатлением новшеств детского сада, его мозг активно "переваривает" полученную информацию. Любая перегрузка может быть чревата осложнениями адаптации, болезнями.
6. Продолжайте с ребенком играть дома в детский сад. То, что малыш не сумел рассказать родителям о прошедшем дне словами, он передаст в игре. Однако некоторые переживания малыша могут быть достаточно острыми и болезненными. В таком случае ребенок, возможно, откажется от предложенной родителем игры. При подобном повороте событий лучше отнестись к чувствам и желаниям ребенка с пониманием и уважением, не настаивая на своём предложении и не расспрашивая.
7. Поддерживайте в семье теплые, уважительные, доброжелательные отношения. В конфликтных семьях дети чаще болеют и сложнее адаптируются.
8. Никогда не обсуждайте педагогов, обстановку, условия, программу обучения, сверстников и проч. детского сада в присутствии ребенка. В таком случае он очень быстро поймет, что мама не доверяет воспитателю, в детском саду недостаточно хорошо и безопасно. Малыш начнет испытывать страх перед группой, демонстрировать своё нежелание ходить в детский сад, проявлять активное непослушание.
9. Познакомьтесь с родителями других воспитанников, старайтесь вместе гулять на детских площадках вне садика. Таким образом замкнутые или робкие дети смогут быстрее познакомиться со своими сверстниками.
10. Активно участвуйте в жизни группы. Ребенок будет чувствовать, что детский сад - значимая сфера в жизни его родителей.